Gr

greedyspeedy


Комсомо тосканцеврядно гомеоморфен аномалии шушар рабочего духа


Previous Entry Share Next Entry
Москва-Ампир
Gr
greedyspeedy

Москва-Ампир

В серии постов будет представлена архитектура Москвы середины 30-ых - конца 50-ых годов XX-го века. Каждый пост будет содержать часть истории ген. плана 35-го года и проиллюстрирован несколькими домами, отголосками того плана. На фотографиях будут только дома, построенные для номенклатуры.

Именно этот период явился расцветом сталинской неоклассики, представляющей из себя сочетание классических стилей - ампир, арт-деко, барокко и классицизм. При строительстве зданий этого периода активно примененялись коринфский и дорический архитектурные ордера. Сформулированные в древнем Риме Витрувием принципы гармонии архитектуры нашли применение в сталинских постройках. Это и архитектоника - идеальное соотношение сторон элементов здания, его пропорций; обилие советской символики, богатого декора; пафосная стилизация бытовых сцен из жизни советских рабочих и крестьян в барельефах и скульптуре; вместе с тем отделка мрачных тонов.






Генеральный план реконструкции Москвы 1935-го года - один из самых масштабных архитектурных проектов XX века. Ему предшестовали два плана реконстукции: первый был создан под руководством А. Щусева в 1918–1923 годах, второй – под руководством С. Шестакова в 1921–1925 годах. Оба плана - это попытка уйти от радиально-кольцевой структуры города, путем создания районов-спутников, примыкающих к уже сложившейся застройке и обеспечением дорог-дублеров. Оба плана тяготели к сохранению в неприкосновенности исторической части города, застройке новых территорий. Стоит отметить, что Алексей Викторович Щусев провел множество работ по строительству и реставрации церковных зданий, руководил работами по восстановлению Новгорода после Великой Отечественной, спроектировал Казанский вокзал в древнерусском стиле, известен многими знаковыми постройками в столице и других городах. Корни его творчества уходят в старину, в глубину наследия. Оба плана-предшественников принятого в 1935 году были раскритикованы партией и государством. На тот момент это означало репрессии в отношении участников проектирования, если бы не смягчающие обстоятельства. Смягчающим обстоятельсвом для Щусева было принятие проекта на строительство мавозолея Ленину. Ген. план, на который выделялись очень большие деньги и направленный на сохранение досоветской сердцевины, отбрасывающий советскую помпезную архитектуру на периферию города, на не освоенные территории, с точки зрения идеологии, являлся самым что ни на есть вредительским.

Основные предпосылки плана 1935 года были:


  • Краеугольный камень - идеологический. Показать эффективность советского руководства, продемонстрировать успехи социалистического строительства. Осуществление плана монументальной пропаганды(множество старых памятников было уничтожено, а новые не были построены).

  • На втором плане была необходимость в обеспечении жильем население города, постройка административных и производственных помещений; создание удобной инфрастуктуры города: дороги, образовательные, медицинские и другие общественные учреждения, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. В досоветской России коммунальная система, множество других отраслей были только в зачатке. Приходилось работу делать в чистом поле.

    Это и устранение отголосков гражданской войны: беспризорность, криминал, нищета.




Москва. Проспект Мира, дом 120
1. Проспект Мира, дом 120. Построен в 1953–1955 гг. в стиле позднего сталинского ампира для советскеой партноменклатуры.


Москва. Проспект Мира, дом 120
2.


Москва. Проспект Мира, дом 120
3.


Москва. Проспект Мира, дом 120
4.


Москва. Проспект Мира, дом 120
5.


Москва. Проспект Мира, дом 120
6.


Москва. Краснопресненская наб., 2/1
7. Краснопресненская наб., 2/1. Построен по индивидуальному проекту в стиле позднего сталинского ампира в 1954 году.


Москва. Краснопресненская наб., 2/1
8.


Москва. Краснопресненская наб., 2/1
9.


Москва. Краснопресненская наб., 2/1
10. Так выглядит дом без рекламы.


Москва. Земляной вал, дом 46
11. Земляной вал, дом 46. Жилой дом работников Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР


Москва. Земляной вал, дом 46
12. Очень богатый декор. Обратите внимание: на башнях здания ионические портики, уровнем ниже композитная капитель, еще уровнем ниже дорические портики, красивые эркеры.


Москва. Земляной вал, дом 46
13. Дом известен тем, что в 1949 году его автор, архитектор Е. В. Рыбицкий, получил за проект Сталинскую премию, а в 1955 году был её лишен — за архитектурные излишества.


Москва. Земляной вал, дом 46
14.


Москва. Земляной вал, дом 46
15. Это один из домов, который не понравился Никите Хрущеву и с которого началась борьба с излишествами в архитектуре после смерти Сталина.



Продолжение следует.




Читаю Москва-ампир, а прочитала Москва-вампир(

:) Созвучные слова.
Кстати, может даже очень быть, что бывают дома-вампиры.

какие-то неубедительные примеры, особенно первый

можно ж было взять Жолтовского там, Руднева или Розенфельда

Будут. Но чуть позже.
А почему первый дом вас не убедил? На мой взгляд, он более внушительный, нежели дом Жолтовского на Моховой, например.

очень интересно

спасибо

Классно, спасибо! Обожаю эти дома. Может, не особо они изящные, но величественные, монументальные...

Да, интересные постройки, величественные. Жаль, что все хорошее как-то быстро душилось... Да и строили, зачастую, на месте более ценного старого. Кстати, у нас в Харькове, таких домов немало :)

Да, Харьков богат на красивые дома.

А с ген.планом спорная штука. Если бы не сносили, то невозможно было бы построить широкие улицы с дорогами. Те здания, которые снесли стояли на проезжей части.

(Deleted comment)
Не то чтобы специально.
Дома конца 40-ых - середины 50-ых более внушительны и богаче в плане декора.
Хотя логичнее было бы с 30-ых начать.

В следующих постах постараюсь, чтобы иллюстрации и описание жили одной жизнью, а не шли параллельно:)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
вместе с тем отделка мрачных тонов.

- - -
nu da, obychno vrode mrachnyh, tol'ko vot tebe kak-to ves'ma solnechno udalos' sfotografirovat' :)

Первое и второе здания солнечными получились.
Солнце ведь никаким мраком не выгонишь:)

дом без рекламы выглядит совсем по-другому - особенно украшения на крыше:) спасибо!

Спасибо. Вообще в Москве с перетяжками, билбордами беда настоящая.
Все хорошие обзоры на дома от человека с фотоаппаратом закрывают.


отлично. теперь жду постов о сталинских высотках, на котельнической и кудриснкой.

:) они не попадут в обзоры.
будут только дома, которые служат прекрасным дополнением к высоткам, создают общий неоклассический ансамбль города.

Вот проклятый Сталин, оказывается у мели при нем строить)

Еще как строили! Вся страна строила: кто заводы, кто дома, кто каналы рыл..

Ожидал, что начнёте с Войковской или Сокола.


Сокол - это хорошо. До этого дома все никак дойти не могу. Только иногда посматриваю на него из рабочего окна.

Нет желания по районам с густой сталинской постройкой прогуляться?

Большое спасибо, с удовольствием почитаю дальше.
Мне дом на Земляном валу, кстати, всегда нравился. Вот даже интересно, когда архитектора лишили Сталинской премии, деньги его тоже заставили вернуть?

Рад, что вас заинтересовала данная тема. Спасибо.
История эта с застройкой Москвы при Сталине необъятная. На этой неделе, скорее всего, не получится написать продолжение, а вот на следующей будет.

Насчет архитектора дома на Земляном валу. Нигде не встречал подробности этой истории. Но, думаю, что нужно быть последним злодеем, чтобы спустя несколько лет отнять деньги. Навряд ли Хрущев пошел бы на такой шаг.

Хрущева надо было вообще расстрелять за весь тот урон, который он нанёс советской архитектуре.

а также за Крым, за кукурузу, за авиацию, за сельское хо

И за все это положена была бы такая мера, но советская номенклатура встала на путь уничтожения СССР именно тгда, после смерти Сталина. Но это уже другая история...

кроме сталинок в Москве и посмотреть нечего

ловишь себя на такой мысли все чаще и чаще ))

Re: кроме сталинок в Москве и посмотреть нечего

К сожалению, это факт.
Большинство современных домов только разрушают сложившийся в 30-ых=50-ых гг красивый ансамбль.

В этих зданиях чувствуется Сила.
Как и в самом Сталине.

Потом уже одно говно пошло с приходом кукурузника

ну еще бесконечная череда луковиц...

а кому нужны все эти новоделы луковичные?

Половина новостроек в границах старой Москвы - это церкви! Для кого они там, для таджиков? Строят их именно они. Прорабы с Украины и Молдавии, а остальные из Средней Азии.

По всем опросам активно посещают церкви не более 10% называющих себя православными. Остальные даже на Пасху не ходят, традиционный русский праздник )) от самых от корней, по заветам старины...

Спасибо за пост. В этой, так называемой сталинской архитектуре, очень много позитива. Она меня радует.

Не за что. Будет продолжение, заглядывайте на днях.

Очень интересно.
Москва - Родина моя. Люблю в ней всё, даже уродства.
С удовольствием сходила бы на фотовыставку по этой теме.
Удачи Вам!

Спасибо Вам.
А насчет фотовыставки.. в музее архитектуры регулярно бывают интересные выставки.
В прошлом году был на выставке нереализованной Москвы. Выставлялись замечательные работы архитекторов сталинской эпохи http://muar.ru/exibitions/2010/mosproject_exit.htm
А вот здесь http://muar.ru/exhib_p_2011.htm список прошедших и будущих событий.

10 - это знаменитый "Дом на набережной"? Юрия Трифонова?
Я не москвичка - прошу прощения заранее, если на этот вопрос уже ответили или кому-то может показаться тупым.
Архитектура просто 100% хорошая. Хотя бы потому, чо каждый различит стиль и эпоху, с первого взгляда.

Стиль той эпохи узнаваем, это точно.

10 - это знаменитый "Дом на набережной"? Юрия Трифонова?
Нет, другой дом. Дом на набережной будет в следующем посте. Заходите:)

да, без рекламы лучше. и город чище как то смотрится

Это точно.
К сожалению, есть такие места с красивыми фасадами зданий, что никак не проберешься к нему сквозь завесу рекламы. Никакой фотошоп от рекламы избавиться не поможет.

Москва-Ампир

User nathalie59 referenced to your post from Москва-Ампир saying: [...] Оригинал взят у в Москва-Ампир [...]

ГОРОД. МОСКОВСКИЙ АМПИР 30-Х ГОДОВ.

User guide7 referenced to your post from ГОРОД. МОСКОВСКИЙ АМПИР 30-Х ГОДОВ. saying: [...] ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ. [...]

Все это собрать - серьезный труд. Успеха Вам!
Дом на Краснопресненской очень похож на дома по проспекту Мира, соседние с первым, представленным Вами.
Почему бы не делать на каждый ансамбль отдельный пост?

Спасибо Вам!

Хотя я уже понял, что нырнуть глубже определенной глубины в ген.план 35-го года не позволяют ни время, ни силы.
Эта серия будет больше об основных вехах реализации задуманного.
Рассчитываю, что будет интересно широкой аудитории, даже тем, кто никогда не был в Москве.

?

Log in